Лучшие программы для монтажа видео

Содержание

Обучение на Режиссёра монтажа (монтажёра)

Высшее образование:

  • Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). Высшие курсы кино и телевидения ВГИК (ВК КиТ ВГИК). Специальность «режиссура монтажа».
  • Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. Творческие мастерские по программе профессиональной переподготовки «Телережиссура». Специальность «режиссура монтажа».
  • Московский Институт Телевидения и Радиовещания Останкино (МИТРО). Школа Телевидения. Программа профессиональной подготовки «Режиссер видеомонтажа». Специальность «режиссура монтажа».
  • Высшая национальная школа телевидения. Квалификация «режиссер монтажа».

Творческие методы монтажа

Понятие «монтаж» в кинематографе происходит от слова фр. Montage, одно из значений которого — «сборка», «соединение». На сегодняшний день известны как минимум три основных направления в подходе к монтажу фильма:

  1. Во французском кинематографе соответствует буквальному значению «сборка фильма»;
  2. В советском кинематографе 1920-х годов монтаж подразумевает получение нового смысла объединением исходных кадров, этим смыслом не обладающих;
  3. В голливудском кинопроизводстве понятие «монтажная последовательность» описывает сжатый пересказ сюжета;

Советский режиссёр Лев Кулешов одним из первых в мире теоретически обосновал значение монтажа в кинематографе. Он считал, что монтаж — наиболее сильная сторона кино среди других видов искусства, присущая только ему, и позднее телевидению. Широко известные эффект и географический эксперимент Кулешова доказывают, что авторы фильма могут заставить зрителя неосознанно прийти к тем выводам, которые заложены в монтаже и даже противоречат изображению в кадре или обстоятельствам съёмки.

Американский режиссёр Дэвид Гриффит был не столько теоретиком киноискусства, сколько сторонником новаторских монтажных методов, и изобрёл параллельный монтаж, когда друг с другом монтируются изображения из совершенно разных мест, повествуя о событиях, происходящих одновременно. Такая техника, использованная Гриффитом, делала его фильмы непохожими ни на одну из современных им кинокартин. Известно, что на режиссёра оказали огромное влияние исследования Кулешова и достижения советских кинематографистов тех лет.

Собственный метод интеллектуального монтажа разработал один из учеников Кулешова Сергей Эйзенштейн, считавший монтаж диалектическим способом создания смысла. Противопоставляя несвязанные друг с другом кадры, он провоцировал зрительские ассоциации, вызванные неожиданностью их сочетания.

Советский кинематографист Всеволод Пудовкин также считал, что возможности монтажа уникальны и свойственны только кинематографу, в то время как все остальные выразительные средства присущи и другим видам искусства: фотографии, театру, литературе и звукорежиссуре. Его метод строящего монтажа предполагает вложение в смонтированную последовательность кадров смысла, которым они первоначально не обладали. Стенли Кубрик заявлял, что любит монтаж больше, чем все остальные стадии кинопроизводства, считая их лишь подготовительными.

Канадец Эдуард Дмитрык перечислял семь правил монтажа, которым должен следовать хороший режиссёр:

  • Правило 1: любая склейка должна быть оправдана;
  • Правило 2: если не уверен, где отрезать монтажный кадр, оставляй запас;
  • Правило 3: заканчивай кадр, по возможности, во время движения;
  • Правило 4: лучше оригинально, чем банально;
  • Правило 5: каждая сцена должна начинаться и заканчиваться продолжением действия;
  • Правило 6: содержательная склейка всегда лучше, чем «подходящая»;
  • Правило 7: вначале — содержание, потом — форма;

Американский звукорежиссёр Уолтер Мёрч выделял шесть критериев выбора места и значения склейки. Они располагаются в порядке убывания значимости:

  • Эмоциональный (51 %) — отражает ли склейка настроение аудитории, нужное режиссёру в этот момент?
  • Сюжетный (23 %) — выигрывает ли сюжет от склейки?
  • Ритмический (10 %) — происходит ли склейка в момент, ритмически «интересный и правильный»?
  • Направление взгляда (7 %) — оправдана ли склейка, исходя из положения и перемещения фокуса внимания аудитории в пределах кадра?
  • Экранная плоскость (5 %) — отвечает ли склейка правилу 180 градусов?
  • Пространство действия (4 %) — отвечает ли склейка пространственным и физическим взаимоотношениям внутри действия?

Особенности общения

Собеседники в видечате данного вида находят друг друга по принципу случайного выбора, что напоминает метод игры, а именно игру в Рулетку. Отсюда происходит и название чата. Эффект неожиданности активирует фантазию участников и превращает процесс общения в своеобразную азартную игру. Такой способ времяпрепровождения служит прекрасной психологической разгрузкой для уставших от рутины и однообразия современных людей.

Чат Рулетка является полностью анонимным, что позволяет всем, даже самым скромным его участникам, чувствовать себя раскованно и легко общаться с понравившимися людьми на любые интересные для них темы. Естественное обаяние и способность быть самим собой здесь реализуется порой более естественно, чем в компании со старыми знакомыми и друзьями. Большое физическое расстояние между собеседниками помогает им чувствовать себя более независимо и свободно.

Что делает видеомонтажер

Монтаж – это не механическая, а творческая работа. Склейка кадров в специальной программе и добавление эффектов – лишь часть того, чем занят видеомонтажер. Круг обязанностей хорошего специалиста намного шире. Вот как он обычно выглядит: 

   импорт отснятого материала в систему;

   просмотр всего материала и отбор самых удачных дублей;

   расположение кадров в правильном порядке на таймлайне;

   склейка эпизодов;

   добавление эффектов;

   работа со звуком и звуковыми эффектами;

   цветокоррекция;

   добавление текста на видео; 

   согласование фильма с продюсерами и режиссерами;

   экспорт и конвертация фильма.

В этой работе важны не только знание программ и умение пользоваться специальными инструментами, но также творческий подход и насмотренность.

Обзор

Windows Movie Maker — встроенный в старые клиентские версии Windows простейший видеоредактор. Изначально он входил в пакет основных программ для операционных систем, начиная с Windows ME. Последняя версия утилиты входила в состав Windows Vista 2007 г. После чего программа была заменена самостоятельной Киностудией Windows (Windows Live Movie Maker). Cейчас всё ещё можно найти и скачать бесплатную русскую версию Windows Movie Maker и продолжать им пользоваться.

Обе программы обладают базовым функционалом для обработки видео. С их помощью можно создавать нарезки, слайд-шоу из скриншотов, накладывать текст и надписи на видео, добавлять аудио дорожки и делать монтаж простыми визуальными эффектами.

Софт позволяет экспортировать видеофайлы в форматах AVI и WMV. Киностудия Windows также позволяет сохранять видеофайлы в формате HD, но не имеет таймлайна, который был удобен в Movie Maker. Также в последних версиях программы 2017г. появилась функция прямого экспорта видео на Youtube. Программы хороши в освоении видеомонтажа, так как используют пошаговые инструкции эксплуатации.

Сейчас скачать Муви мейкер бесплатно на русском можно для версий виндовс не позднее Windows Vista. Он отлично подходит для создания обучающих видео, презентаций, быстрого слайд-шоу из загруженных файлов и простой нарезки видеороликов.

9Джастинг Чанг. «Профессия: режиссер киномонтажа»

«Как-то я монтировал фильм, мне, кажется, было тогда восемь или девять лет. Я выполнял пару склеек, а остальное за меня доделывала мама. Затем я научился линейному монтажу и приобрел терпение. Нужно было все сделать аккуратно, иначе приходилось дублировать пленку другой, терять качество, и то, что вы хотели показать людям, превращалось в дерьмо. В постпроизводстве очень круто то, что оно всегда находится в движении, особенно с появлением цифры. Я перешел с Avid на Final Cut Pro шесть лет назад, и до сих пор нахожусь в поисках лучшего». Ангус Уолл
Очередная книга из известной серии «Film Craft. Так делается кино» (издательство «Рипол-классик»). Данное издание представляет собой красочный сборник из шестнадцати мастер-классов (интервью) выдающихся режиссеров-монтажа, которые работают с известными кинематографистами на крупных проектах. В непринужденной беседе монтажеры делятся своими профессиональные секретами и дают дельные советы по освоению ремеслу. 

6Стив Райт. «Цифровой композитинг в кино и видео»

«Конечной художественной целью цифрового композитинга является соединение изображений из множества различных источников таким образом, чтобы они казались снятыми в одно время, при одинаковом освещении и одной камерой

Для достижения этой цели важно четко понимать технологию используемых процессов, поскольку многие препятствия, встречающиеся на этом пути, по сути не являются художественными».

Профессиональное руководство по теории и практике цифрового композитинга, незаменимое пособие для продвинутых монтажеров, работающих с масками, гаммами и различными логарифмическими форматами. Стив Райт на практических примерах показывает, как согласовать уровни освещенности, характеристики различных камер, знакомит с эффектами щелевых трюков, взятых из старого кино, и способами борьбы с бэндингом

В комплекте к книге идет DVD-диск с оригинальными файлами цветных иллюстраций.

Зачем нужен чат рулетка?

Такой оригинальный способ знакомств с девушками помогает парням развить в себе коммуникабельность, научиться легко вступать в беседу с незнакомыми людьми и не бояться встретить при этом со стороны собеседника категорическое нежелание заводить знакомство. Использование такого чата далеко не всегда означает поиск любовных приключений, хотя и такой результат вполне возможен. Многие люди используют онлайн видеочат для простого дружеского общения о предметах, интересных для них самих и для их виртуальных друзей.

В чате строго соблюдаются традиционные моральные нормы, поэтому не стоит опасаться проявления хамства, а также неприличного поведения со стороны потенциальных собеседников. За оскорбления, непристойные действия и неприличные предложения участники видеочата получают бан со стороны администрации. Поэтому, несмотря на свою непринужденность, обстановка на сайте все же весьма приличная и благожелательная. Если случайные собеседники по каким-либо причинам не устраивают друг друга, они могут продолжить поиск интересных для себя людей, крутя виртуальную рулетку.

Ответы на вопросы

Как обрезать видео в Windows Movie Maker?

В пошаговом меню слева выберите пункт «Импорт видео» и загрузите ваш видеоролик. Перенесите видео на временную шкалу. Потянув за края видео на таймлайне можно удалить ненужные фрагменты его начала или конца. Выбрав пункт меню «Правка» > «Разделить» и поместив ползунок воспроизведения видео в нужный момент на таймлайне, можно указать произвольный фрагмент видео, чтобы его вырезать.

Как сохранить видео в Киностудии Windows?

Выберите «Файл» > «Сохранить фильм» > «Создать настраиваемый параметр». Укажите имя для вашего видео, разрешение и частоту кадров. Подтвердите экспорт, кликнув «Сохранить».

Как работать с видео и аудио дорожками в Виндовс муви мейкер?

Загрузив в программу ваши видео и аудио файлы, поместите их на таймлайн. Мышкой перенесите файлы на видео дорожку внизу меню программы, либо кликните по ним правой кнопкой мыши в меню проектов и выберите «Поместить на временную дорожку». На таймлайне появится соответствующая директория «Видео». Рядом с ней отображается опция расширенного просмотра. Кликнув по ней, можно отобразить всё, что сейчас располагается на таймлайне: видео, звуковая дорожка, встроенная звуковая дорожка с видео и т.д. Над таймлайном располагается меню быстрого доступа к инструментам монтажа.

Как добавить эффекты на видео в лайв Киностудии Виндовс?

В основном меню программы найдите пункт «Визуальные эффекты». В открывшейся библиотеке эффектов выберите понравившийся эффект и с помощью мышки перетяните его на ваш видеофрагмент для применения. Чтобы одновременно добавить несколько эффектов, нажмите кнопку «Несколько эффектов». В новом открывшемся окне по порядку выберите все эффекты, которые желаете применить.

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕСОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КИНОМОНТАЖ»По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС7724747600

О компании:
ООО «КИНОМОНТАЖ» ИНН 7724747600, ОГРН 1107746398583 зарегистрировано 14.05.2010 в регионе Москва по адресу: 115563, г Москва, проезд Борисовский, 42 1. Статус: Ликвидировано. Размер Уставного Капитала 20 000,00 руб.

Руководителем организации является: Генеральный Директор — Давыдко Дмитрий, ИНН . У организации 1 Учредитель. Основным направлением деятельности является «деятельность по организации и проведению азартных игр и заключения пари».

Статус: ?
Ликвидировано

Дата регистрации: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

14.05.2010

Дата ликвидации: 08.09.2014

ОГРН 
?
 
1107746398583   
присвоен: 14.05.2010
ИНН 
?
 
7724747600
КПП 
?
 
772401001

Юридический адрес: ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
115563, г Москва, проезд Борисовский, 42 1
получен 10.04.2013
зарегистрировано по данному адресу:
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Руководитель Юридического Лица
 ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Генеральный Директор
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Давыдко Дмитрий

действует с По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
10.04.2013

Учредители ? ()
Уставный капитал: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
20 000,00 руб.

Давыдко Дмитрий
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

20 000,00руб., 28.03.2013

Основной вид деятельности: ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
92.1 деятельность по организации и проведению азартных игр и заключения пари

Дополнительные виды деятельности:

Единый Реестр Проверок (Ген. Прокуратуры РФ) ?

Реестр недобросовестных поставщиков: ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

не числится.

Налоговый орган ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Инспекция Федеральной Налоговой Службы № 24 По Г.москве
Дата постановки на учет: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
14.05.2010

Регистрация во внебюджетных фондах

Фонд Рег. номер Дата регистрации
ПФР 
?
 
087601003482
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
11.04.2013
ФСС 
?
 
770403214377041
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
17.05.2010

Финансовая отчетность ООО «КИНОМОНТАЖ» ?

В качестве Поставщика:

,

на сумму

В качестве Заказчика:

,

на сумму

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Судебные дела ООО «КИНОМОНТАЖ» ?

найдено по ИНН: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

найдено по наименованию (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Исполнительные производства ООО «КИНОМОНТАЖ»
?

найдено по наименованию и адресу (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Лента изменений ООО «КИНОМОНТАЖ»
?

Не является участником проекта ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС ?

Больше информации об организации — в Премиум доступе

KineMaster

  • Платформы: Android, iOS.
  • Стоимость на Android: бесплатно, 349 рублей в месяц или 2 150 рублей в год.
  • Стоимость на iOS: бесплатно, 349 рублей в месяц или 2 790 рублей в год.
  • Русский интерфейс: только в Android‑версии.

Это, пожалуй, самый продвинутый видеоредактор для мобильных устройств. Настолько функциональный, насколько это возможно на планшете и смартфоне. Помимо базовых инструментов вроде обрезки и склеивания роликов, KineMaster предлагает массу возможностей для работы с визуальными эффектами и звуком. Вы можете накладывать титры, управлять скоростью видео, использовать хромакей и многое другое. Программа поддерживает слои для более удобного редактирования.

С KineMaster можно работать бесплатно. Но чтобы убрать водяной знак и открыть доступ к библиотеке исходников, нужно оформить премиум‑подписку.

KineMaster — Видео редактор

Разработчик:

KineMaster, Inc.

Цена:
Бесплатно

KineMaster – Видео редактор для простого монтажа

Разработчик:

KineMaster Corporation

Цена:
Бесплатно

1Лев Кулешов. «Азбука кинорежиссуры»

«Монтажный порядок кусков определяется также ритмом развивающегося действия, то есть монтаж помимо логического и последовательного изложения действия также подчеркивает его ритм и показывает отношение режиссера к действию на экране. Даже проста логика монтажного изложения позволяет при «сборке» сцены создавать различные варианты как по порядку, так и по количеству кусков».
Классическое учебное пособие от пионера советского киноискусства Льва Кулешова, который сыграл огромную роль в формировании киноязыка, теории монтажа, развитии технологии съемок не только в СССР, но и во всем мире. Книга Кулешова состоит из двух частей «Кадр и монтаж» и «Первые киносъемки», которые были ранее изданы по отдельности в рамках «Библиотеки кинолюбителя». В пособии описаны знаменитые исследования мэтра в области теории кино: так называемый «эффект Кулешова» и «географический эксперимент Кулешова». Книга была переведена на многие языки мира и по праву считается азбукой для начинающих кинематографистов. 

Особенности профессии

Каждый кино- или телефильм после съёмок проходит через монтажно-тонировочный период, когда все элементы картины (отснятый материал, озвучку, музыку, титры и пр.) соединяют в единое целое. Специалисты обычно называют этот процесс простым словом «монтаж». В англо-американской терминологии – «пост-продакшн».

Работа над художественным фильмом начинается с создания сюжета и сценария. А когда завершены съёмки и озвучка, записана музыка, проработаны титры, будущая картина представляет собой скопище отдельных материалов. Всё это нужно собрать воедино в соответствии со сценарием, чтобы все визуальные и звуковые образы сложились в целостное произведение.

Весь отснятый материал монтажёр делит на фрагменты, а потом монтирует в нужной последовательности. Если фильм снят на киноплёнку, монтаж происходит на монтажном столе вручную. Цифровые записи монтируются на компьютере.

Советский кинорежиссёр и теоретик кино Лев Кулешов сравнивал фильм с человеческой речью

Когда человек хочет высказать что-то для него важное, он выстраивает из слов фразы таким образом, чтобы собеседник проникся его мыслями и чувствами. А кадры, образы, сцены, звуки фильма – это те же слова

И от того, как они будут сопоставлены друг с другом, зависит, насколько фильм затронет чувства зрителей.

Конечно, в воображении кинорежиссёра фильм существует ещё до начала съёмок. И монтажёр лишь следует режиссёрскому замыслу. Кинорежиссеры часто сами разрабатывают план монтажа.

На документальных фильмах и телепрограммах монтажёр обычно пользуется большими свободами. Структура таких фильмов часто формируется уже в процессе монтажа, потому что живая жизнь (а документалисты снимают невымышленную реальность) в заготовленные сценарии не вписываются.

Сначала режиссёр фильма излагает свой замысел, объясняет задачи, которые ставил перед собой во время съёмок. Режиссёр монтажа вникает в описанную концепцию и, исходя из неё, «собирает» первый черновой вариант фильма.

Когда «черновик» сделан, начинается тщательная доработка: совместное обсуждение каждого кадра, каждого акцента, исправления и пр. При таком стиле работы монтажёра можно по праву назвать вторым режиссёром.

Каким бы образом ни проходил киномонтаж – это всегда творческое сотрудничество между кинорежиссёром-автором фильма и режиссёром монтажа.

Как говорят телевизионщики, хороший монтажёр может из неизвестно чего сделать конфетку, т.е. даже из минимума отснятого материала создать отличный сюжет.

Монтаж отснятых материалов – это так называемый нелинейный монтаж. А специалист, который им занимается, – это режиссёр нелинейного монтажа (нелинейный монтажёр).

Но на телевидении существует и другой вид монтажа – линейный. Часто он используется прямо в режиме реального времени, т.е. в прямом эфире. Видеосигнал поступает на эфирный транслятор с разных телекамер, а режиссёр монтажа определяет, какой именно сигнал пойдёт в эфир в каждый конкретный момент.

Например, в прямом эфире транслируется теннисный матч. В какой-то момент имеет смысл показать корт общим планом, затем – удар по мячу, вслед за этим – лицо соперника и т.д. Или выпуск новостей: сначала – общий план студии, затем – крупным планом лицо диктора, новостной сюжет, снова лицо диктора… Таким монтажом в режиме реального времени занимается режиссёр линейного монтажа (линейный монтажёр).

В прямом эфире работать приходится сразу набело, и у линейного монтажёра нет права на ошибку. Притом что график работы — очень насыщенный. Такие монтажёры обычно работают посменно, и рабочий день в среднем длится около 10 часов.

10Norman Hollyn. «The Film Editing Room Handbook: How to Tame the Chaos of the Editing Room»

«The frame rates of film are not the same as in video (especially in the United States) so an adjustment has to be made. Somehow, six new frames of video need to be created for every second of film. Every 24 frames of film needs to be converted to 30 frames of video. This is accomplished by a process called 2:3 pulldown, which takes clever advantage of the fact that each video frame is actually made up of two video fields made up of alternating video scan lines that essentially draw one-half of the image on screen. When this video is projected, the fields are interlaced together, resulting in one complete video frame».
И напоследок, книга на английском языке – неоднократно переиздававшийся бестселлер режиссера монтажа Нормана Холлина («Смертельное влечение», «Время бешеных псов»). Известные голливудские монтажеры Алан Хайм (президент Американской ассоциации монтажеров), Марк Голдблатт («Терминатор», «Перл Харбор») считают его чуть ли не лучшим учебным пособием по монтажу. И несмотря на то, что книга была написана еще в «пленочные» времена, она по-прежнему представляет собой подробную пошаговую инструкцию для тех, кто мечтает работать на крупных проектах.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

7Даниэль Арижон. «Грамматика киноязыка»

«Как только идеи материализуются, зафиксировавшись на пленке, они должны быть удачно соединены между собой. Для этого следует довериться следующему принципу монтажа: чередованию по меньшей мере двух центров интереса. Этот «параллельный монтаж» – один из наиболее часто использующихся приемов языка кинематографии. Он помогает ясно провести конфликтные линии и просто повествовательные линии сюжета, поочередно переходя от одного центра интереса к другому».
Один из лучших французских учебников для режиссеров, операторов и монтажеров. В книге очень много практической информации по основным принципам кинопостановки, свои тезисы автор сопровождает информативными иллюстрациями. В рунете можно найти сокращенную версию этой книги (реферат), созданную специально для монтажеров, она называется «Пособие по монтажу для работников кино и телевидения».

Базовые монтажные правила

Монтажёр во время работы с киноплёнкой на монтажном столе

Монтаж любого видеоряда подчиняется некоторым законам, выработанным за годы развития кино- и телевизионного производства. Некоторые из этих законов считаются простейшими, но их нарушение приводит к искажённому восприятию происходящего на экране и потере ориентации зрителем. Например, при монтаже кадров, в которых движутся одни и те же персонажи или транспортные средства, направление их движения до и после склейки должно совпадать. Монтажные кадры, на которых объект снят с противоположной стороны и движется в обратном направлении, использовать нельзя. В противном случае у зрителя может возникнуть впечатление, что действия происходят в разных обстоятельствах. Тот же принцип относится к направлению съёмочного освещения, которое должно приблизительно совпадать в соседних кадрах одной сцены. В связи с этим, любая смена точки съёмки должна быть оправдана не только соображениями композиции кадров, но и соответствием логике повествования.

Таким же образом, монтаж диалога двух актёров предполагает, что на крупных планах, где они сняты отдельно друг от друга, их взгляд должен быть направлен в противоположные стороны, а перед лицом должно оставаться свободное пространство. При несоблюдении этого принципа, получившего название «правило 180 градусов» (на профессиональном жаргоне — «восьмёрка»), зритель будет дезориентирован, предполагая, что общение происходит с третьим лицом. Склейка эпизодов одной и той же сцены, снятых с незначительной разницей в крупности плана, также неприемлема, поскольку создаёт ощущение «скачка». Напротив, резкий переход от общего плана к крупному может разрушить ощущение единства места и времени действия. К тому же эффекту приводит резкая смена фона позади персонажей вследствие перемены точки съёмки. В монтируемых кадрах должны повторяться хотя бы некоторые ориентиры, подсказывающие зрителю, что события происходят там же. При несоответствии исходного материала всем этим требованиям принято говорить, что кадры «не монтируются».

Аналогичные правила относятся к монтажу кадров с панорамированием и снятых движущейся камерой. Ещё одним требованием монтажа является поддержание ощущения непрерывности действия, не допускающее пропуска его частей. Например, если в предыдущем кадре человек входит в дверь, то в следующем он должен выходить из неё с другой стороны. Если после склейки он окажется уже сидящим на стуле в комнате, в которую вошёл, это нарушит целостность сцены. Для устранения такого логического скачка необходима вклейка между соседними кадрами смысловой «перебивки», имеющей отношение к обоим монтируемым кадрам. Такие перебивочные планы специально снимаются операторами кинохроники и телевидения для облегчения работы монтажёров.

Необходимость соблюдения перечисленных законов вынуждает прибегать к тщательному предварительному планированию съёмок на стадии создания режиссёрского сценария. При документальной событийной съёмке правила монтажа должны учитываться операторами, которые обязаны представлять себе будущую монтажную последовательность. Нарушение базовых монтажных принципов возможно в альтернативных школах киноискусства, но требует продуманного подхода к решению картины. Так, «правило 180 градусов» намеренно многократно нарушено в фильме Стэнли Кубрика «Сияние», в результате чего создаётся мистическая атмосфера.

5Жак Годен. «Колориметрия при видеообработке»

«С точки зрения творчества, для любого профессионала, который хочет управлять полученным изображением, знание колориметрии будет весьма ценным преимуществом. Это позволит убедиться, что изображение полностью соответствует задуманному образу, исходя из того, что изображение никогда не станет реальностью, но будет только ее отображением, которое отражает еще и взгляд наблюдателя на эту реальность».
Профессиональное учебное пособие, которое дает базовые представления о процессе цветовоспроизведения, цветовом пространстве и причинах цветоискажений. Оно поможет разобраться в системах измерения цвета (RGB, XYZ, Lab и др.) и научит управлять цветом в системах «Alice», «Kodak Look Manager» и «TrueLight». К книге также прилагается диск с интерактивными опытами и упражнениями, благодаря которым можно самостоятельно закрепить полученные знания.

Источники

  1. , с. 194.
  2. , с. 29.
  3. ↑ , с. 194.
  4. , с. 145.
  5. , с. 159.
  6. ↑ , с. 151.
  7. , с. 11.
  8. , с. 164.
  9. , с. 146.
  10. , с. 30.
  11. , с. 10.
  12. В. Маковеев. . Музей телевидения и радио в Интернете. Дата обращения: 30 августа 2012.
  13. Питер Уорд. . Статьи. Московская студия видеозаписи. Дата обращения: 8 октября 2014.
  14. Юрий Иванов, Александр Панфилов. . Оборудование для линейного монтажа. Журнал «Broadcasting» (2005). Дата обращения: 9 октября 2014.
  15. ↑ . Теория и практика. Студия «Видеотон». Дата обращения: 9 сентября 2014.
  16. ↑ . Техника телесъёмок. Радиочастотный центр МО. Дата обращения: 9 сентября 2014.
  17. , с. 168.
  18. Эдуард Гимпель. . Каталог «Техника кино». Журнал «Broadcasting» (2008). Дата обращения: 9 октября 2014.
  19. Дмитрий Иванов. . Каталог «Оборудование для видеомонтажа» (2005). Дата обращения: 9 октября 2014.
  20. Андрей Колмогоров. . Оборудование для видеомонтажа. Журнал «Broadcasting» (2005). Дата обращения: 8 октября 2014.
  21. Владимир Петров. . Tvkinoradio (17 января 2017). Дата обращения: 20 января 2017.
  22. , с. 144.
  23. , с. 209.
  24. , с. 41.
  25. ↑ , с. 142.
  26. , с. 204.
  27. , с. 85.
  28. Nicole Boyd.  (англ.). Tutorials. Video&Filmmaker (28 May 2014). Дата обращения: 2 декабря 2014.
  29. Заварова Н. . Статьи. «Кинокадр» (15 сентября 2010). Дата обращения: 30 сентября 2015.
  30. ↑ , с. 39.
  31. ↑ . Техники, виды и приёмы монтажа. Сними фильм (21 февраля 2013). Дата обращения: 11 сентября 2014.

3Алексей Соколов. «Монтаж. Телевидение, кино, видео»

«Монтаж – не «свойство» кадра, не «свойство» кино, не «свойство» телевидения! Монтаж – метод человеческого мышления, которым пользуются киношники и телевизионщики для создания своих произведений. Монтаж – обязательная составляющая природы функционирования человеческого сознания».
Отличное учебное пособие для студентов телевизионнных и киновузов, начинающих режиссеров, монтажеров, операторов и мультипликаторов. Учебник состоит из трех частей: в первой содержатся десять принципов монтажа и основные приемы передачи образов на экране; во второй рассматривается организация творческого процесса монтажа, внутрикадровый и звуковой монтаж; третья часть посвящена монтажной сущности драматургии в документальном и игровом кино, в ней также затрагиваются основы компоузинга.

Как искать работу

Все зависит от того, что для вас монтаж видео – главный источник заработка или возможность заниматься творчеством в свободное от основной работы время. 

Если вы приложите достаточно усилий и настойчивости, а также будете упорно расширять свой профессиональный круг общения, вы сможете достичь любой должности. Вполне вероятно, что однажды вы доберетесь до кресла режиссера монтажа в одной из крупнейших продакшн студий вашей страны. Или даже – почему бы и нет – в Голливуде.

С другой стороны, к редактированию вполне можно относиться и как к оплачиваемому хобби. Свадебные ролики, отчёты с корпоративных вечеринок, промо-ролики стартапов – здесь нужны не творческие навороты, а знание базовых инструментов и умение с ними грамотно обращаться. При этом спрос на такие услуги всегда высок. 

Интересные вакансии и проекты можно найти на том же hh.ru (банально, но не стоит сбрасывать его со счетов). Другой сайт по поиску работы, к которому стоит присмотреться, – vdhl.ru, здесь публикуют предложения в основном для специалистов медиаиндустрии. Так что, если вы хотите создавать видео для онлайн-журналов и редактировать рекламные ролики, – вам сюда. 

Хороший и свежий источник вакансий – Телеграм-каналы. Например, авторы вот этого канала публикуют предложения исключительно в сфере искусства. 

Если вы готовы выйти на международный рынок и общаться с заказчиками на английском языке, ищите вакансии на этих сайтах: 

 Upwork

•  Freelancer.com

 Worknana

•  Fiverr

2Сергей Эйзенштейн. «Неравнодушна природа» (в двух томах)

«Если на театре воздействие достигается главным образом физиологическим восприятием реально протекающего факт (например, «убийство»), то на кино оно слагается путем сопоставления и накопления в психике зрителя ассоциаций, нужных по заданию, возбуждаемых отдельными элементами разложенного (практически на «монтажные куски») факта, ассоциаций, в своей совокупности лишь так, косвенно, дающих подобный же (часто и более сильный) эффект. Например, то же убийство: схватывание горла, вылезающие на лоб глаза, замах ножом, жертва закрывает глаза, на стену брызнула кровь, на пол падает жертва, рука вытирает нож – каждый кусок на «провоцирование» ассоциаций».
Объемная подборка статей, лекций и дневниковых записей Сергея Эйзенштейна, великого советского режиссера и теоретика, разработавшего концепцию «вертикального монтажа». В книге содержатся размышления режиссера о природе кинематографа, принципах монтажа, строении кадра, значении звукового сопровождения и другие важные аспекты профессии. Настольная книга для любого профессионального кинематографиста.

Классический и альтернативный монтаж

В современном кинематографе преобладает голливудская школа монтажа, созданная в первой половине XX века, и называемая «непрерывным монтажом». Школа предусматривает временную и пространственную взаимосвязь, придавая выразительность повествованию использованием правила 180 градусов, «адресного» и «обратного» планов.

Советский режиссёр Сергей Эйзенштейн разработал альтернативную технику, получившую название «интеллектуальный монтаж». Свои творческие методы применяли при монтаже ранние сюрреалисты и дадаисты, такие как Луи Бунюэль и Рене Клер.
Оба начали экспериментировать в стилистике, впоследствии получившей название «стиль MTV», задолго до его появления.

Кинематографисты французской новой волны, такие как Жан Люк Годар и Франсуа Трюффо, как и их американские оппоненты Энди Уорхол и Джон Кассаветис значительно расширили границы монтажной культуры в 1950-х и 1960-х годах. Фильмы французской новой волны и бессюжетные фильмы 1960-х монтировались в беспорядочном стиле и являли собой полную противоположность традиционной голливудской монтажной этике

Продолжая традиции сюрреализма и дадаизма, монтаж во французской новой волне привлекал к себе внимание нарушением непрерывности действия и использованием скачков изображения на склейках или не относящихся к сюжету монтажных планов.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий