7 методик для диагностики вашего внимания внимания

Исследование избирательности внимания (тест Мюнстерберга)

Цель исследования: определить уровень избирательности внимания.

Материал и оборудование: тестовый бланк, карандаш и секундомер.

Процедура исследования.Исследование проводится в парах, состоящих из экспериментатора и испытуемого. Экспериментатор читает испытуемому инструкцию, предъявляет тестовый бланк и фиксирует время выполнения задания.

Инструкция испытуемому: «Вам будет дан тест с напечатанными в нем построчно буквами и словами. Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача — просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти эти слова. Найденные слова подчеркивайте. Время выполнения задания — 2 мин. Если все понятно и нет вопросов, тогда «Начали!»

Тестовый бланк выглядит следующим образом:

Испытуемый:
Экспериментатор:
Тест
бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

После опыта испытуемый дает отчет о том, как он выполнял предложенное ему задание.

Обработка и анализ результатов.Показателями избирательности внимания в этом исследовании являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тесте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.

Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу.

Время (в с.) Балл Уровень избирательности внимания
250 и более I низкий
240-249 I низкий
230-239 I низкий
220-229 I низкий
210-119 I низкий
200-209 I низкий
190-199 I низкий
180-189 II средний
170-179 II средний
160-169 II средний
150-159 II средний
140-149 II средний
130-139 II средний
120-129 II средний
110-119 III высокий
100-109 III высокий
90-99 III высокий
80-89 III высокий
70-79 III высокий
60-69 III высокий
Менее 60 IV очень высокий

Баллы в предложенной шкале оценок дают возможность установить абсолютные величины качественных оценок уровня избирательности внимания

В случае, когда у испытуемого от 0 до 3 баллов, то важно по самоотчету и наблюдению за ходом опыта выяснить причину слабой избирательности. Ею могут быть: состояние сильного эмоционального переживания, внешние помехи, приведшие к фрустрации испытуемого, скрытое нежелание тестироваться и др

В большинстве случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого. Очень высокий уровень избирательности внимания – это свидетельство феноменальной психической активности человека.

Источник

Тест Мюнстерберга: пройти онлайн

Обратите внимание, что тест лучше проходить в одиночку. Психологи доказали: в группе исследование проходит хуже, ведь многие люди могут неосознанно бормотать во время тестирования или просто как-либо влиять на продуктивность других испытуемых, что в итоге снижает достоверность результатов методики

Для прохождения не понадобится присутствие специалиста. Приготовьте секундомер, ручку или карандаш, лист А4 с распечатанным текстом, который вы найдете ниже.

Перед вами окажется несколько строчек сплошных букв, среди которых есть определенное количество слов. Ваша задача – во время выполнения теста, на который отводится до двух минут, подчеркнуть все слова, которые вы найдете при беглом просмотре.

Обратите внимание, что при отборе на некоторые специальности, требующие высокого уровня концентрации и стрессоустойчивости, может назначаться другая временная планка. Кроме того, стремитесь улучшать результат по времени: вполне возможно, что вам понадобится менее двух минут на выполнение теста

Текст для исследования:

бдеревовтргщоцрайонзгучновостихэьгчяфактуекэкзаментроч ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл ослдтеатрсячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрбассейндтлж эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

Диагностика кратковременной слуховой памяти

Объём слуховой памяти младших школьников можно определить с помощью методики «10 слов». Слова зачитываются учителем громко, чётко, выразительно.

Инструкция. После произнесения 10 слов запиши все слова, которые запомнил.

Слова: лапа, яблоко, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок, карандаш, девочка.

Оценка результата. После первого предъявления дети должны воспроизвести 6 слов.

Методика «оценка оперативной зрительной памяти»

Оперативную зрительную память ребенка и ее показатели можно определить при помощи следующей процедуры. Ребенку последовательно, на 15 сек. каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному заштрихованных треугольников. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо нее предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых находятся и те шесть треугольников, которые ребенок только что видел на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображенных на отдельной карточке треугольников.

Ошибками считаются неправильно указанные в матрице треугольники или те из них, которые ребенок не смог по какой-либо причине найти.

Практически для получения этого показателя поступают следующим образом. По всем четырем карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это и будет среднее число правильно указанных треугольников. Данное число затем вычитается из 6, и полученный результат рассматривается как среднее количество допущенных ошибок.

Затем определяют среднее время работы ребенка над заданием, которое в свою очередь получается путем деления общего суммарного времени работы ребенка над всеми четырьмя карточками на 4.

Момент окончания времени работы ребенка над поиском треугольников в общей матрице определяется экспериментатором при помощи вопроса к ребенку: «Ты уже все сделал, что мог?» Как только ребенок утвердительно ответит на данный вопрос и практически прекратит поиск треугольников в матрице, считается, что он завершил свою работу. Деление среднего времени работы ребенка над поиском на матрице шести треугольников на количество допущенных ошибок позволяет, наконец, получить искомый показатель.

Для того чтобы ускорить процесс добывания информации о том, правильно или неправильно ребенок отыскал в матрице нужные треугольники, рекомендуется воспользоваться их идентификацией по номерам, которые стоят в левом нижнем углу под каждый из треугольников в матрице. Так, например, первому набору из шести треугольников (номер набора обозначен римской цифрой, расположенной под ним) в матрице соответствуют треугольники со следующими номерами: 1, 8, 12, 14, 16; второму набору – 2, 7, 15, 18, 19, 21; третьему набору 4, 6, 10, 11, 17, 24; четвертому набору – 5, 9, 13, 20, 22, 23.

Карточки с треугольниками, предъявляемые ребенку в методике оценки оперативной зрительной памяти.

Матрица для поиска (узнавания) экспонированных карточек с треугольниками в методике оценки оперативной зрительной памяти.

Исследование кратковременной памяти по методике Джекобсона

Материал и оборудование: бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.

Процедура исследования: Исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой из 8 – 16 человек. Оно состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов.

Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3с по команде «Пишите!» испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.

Инструкция испытуемому: «Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде «Пишите!», запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры

Внимание! Начинаем!»

Обработка результатов: В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:

ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком «+»;

наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно;

количество правильно воспроизведенных рядов, больших, чем тот, который воспроизведен испытуемым во всех сериях;

коэффициент объема памяти, который вычисляют по формуле:

Пк – обозначение объема кратковременной памяти,

А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;

С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;

n – число серий опыта, в данном случае – 4.

Анализ результатов:

Для анализа результатов пользуются следующей оценкой уровней объема кратковременного запоминания:

Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен

В редких случаях такое запоминание являет собой феномен.

Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. В норме объем памяти 3-4 вызывается непринятием инструкции.

Низкий и средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.

Методика Мюнстерберга для младших школьников

Состояние памяти

Младшим школьникам были предоставлены 9 геометрических фигур и 12 слов (последние-поочередно). На каждую карточку уделялось времени всего по 2 секунды, а интервал между ними составлял по 1 секунде. По результатам исследования были сделаны выводы о состоянии обзорной и вербально-логической памяти. Воспроизвести все 9 фигур смогли порядка 75% учащихся. Вербально-логическая память достигла среднего значения у 60%, более низкого значения — у остальных 40%.

Познавательная активность

Методика Г. Мюнстерберга состоит из 15 частей. В каждой части — по 4 слова, из них 3 обозначают однородные понятия, а 1 не подходит по смысловой нагрузке. Именно это слово требуется школьнику исключить. У меньше чем половины детей (45%) уровень познавательной активности оказался средним, у 39% этот показатель ниже среднего, а у оставшихся 19% — низкий.

Здесь можно сделать вывод, что кратковременная память у школьников младших классов выше средней, а вот познавательная активность имеет низкие значения. Также у них низкий уровень переключения внимания, плохо развита вербально-логическая память и мышление. Связано это с тем, что именно в этом периоде дети отличаются быстрым развитием умственных способностей

А потому имеют обобщенное мышление, внимание и запоминание

История[ | код]

Гуго Мюнстерберг первым осознал важность гуманизации процесса управления, так как менеджер обязан управлять прежде всего людьми, а не машинами. Заслуга Мюнстерберга состоит также в том, что его школа подготавливала первых в мире промышленных психологов по заявкам предприятий и организаций.
Он фактически создал первую в мире школу промышленных психологов

В своей работе «Психология и промышленная эффективность», получившей широкую известность в мире, он сформулировал основные принципы, в соответствии с которыми следует производить отбор людей на руководящие должности.

Будучи руководителем лаборатории прикладной психологии Гарвардского университета, Гуго Мюнстерберг (1863—1916) занимался исследованиями в области психологии трудовых процессов, его интересовал широкий круг проблем: профессиональный отбор, управление персоналом и его мотивация, повышение производительности труда. Мюнстерберг разработал много разных тестов, ориентированных на оценку особенностей поведения при принятии решений в условиях неопределенности, профессионально специфичных свойств памяти, быстроты речевой реакции, координации движений, свойств внимания и пр. Учёный предположил, а затем и экспериментально доказал, что одним из показателей успешности в профессии у работников, чей труд сопряжён со значительными нервно-психическим нагрузками, является высокий уровень избирательности внимания. С целью воспроизведения в лаборатории реальных жизненных ситуаций, к которым должен адаптироваться субъект труда, учёный строил модели этих ситуаций, изображавшие в знаково-символической форме поле восприятия, порождавшее при адекватной их оценке специфичные действия.

Один из тестов был предназначен для диагностики комплекса когнитивных и психомоторных функций вагоновожатых городского трамвая. Стремясь вызвать у испытуемых переживание ситуации управления трамваем на оживлённой улице, учёный сконструировал лабораторную установку. На специальных картах обозначались цифрами опасные для столкновения объекты: люди, конные экипажи, автомобили. При вращении испытуемым колеса, по карте с соответствующей скоростью перемещалось окошко, в котором испытуемый видел часть «дорожного полотна» с символами, моделировавшими дорожную ситуацию. Скорость перемещения окошка относительно поверхности экспериментальной карты задавалась самим испытуемым. Испытуемый должен был постоянно оценивать изменения дорожной ситуации, учитывать не только расстояние символических объектов относительно своего положения (положения вагона), но и условную скорость передвижения этих объектов, выделяя потенциально опасные ситуации, требовавшие экстренного торможения; каждую ситуацию испытуемый оценивал и громко называл ее координаты, в случае отнесения ситуации к опасным видам).

В другом тесте на оценку свойств избирательности внимания, разработанном для прогнозирования профессиональной успешности телефонисток, испытуемым предлагался текст газетной заметки уголовной хроники, в котором испытуемый должен был как можно быстрее и точнее зачеркнуть все буквы «а»

Скорость и точность выполнения задания зависела от умения личности отстраиваться от содержания нового увлекательного по содержанию текста и концентрировать внимание на рутинном задании. Эта лабораторная модель воспроизводила способность личности управлять сознательно установками внимания, характерными для профессии телефонистки.
Современный вариант тестовой методики, оценивающей свойства внимания, в отличие от классического, который учёный использовал в своих исследованиях около ста лет назад, универсален, прост в проведении и обработке результатов

Благодаря этим преимуществам, тест нашёл применение в области образования, где используется для решения разнообразных задач: от диагностики готовности к школьному обучению до профессиональной ориентации учащихся.

Обработка результатов

Для интерпретации результатов теста Мюнстерберга используйте ключ, расположенный чуть ниже.

В тексте находится 25 слов. Оцениваются подчеркнутые слова, пропуски и ошибки. Нормативы для взрослого человека:

  • 24–25 слов — отличный результат;
  • 21–23 — хороший результат;
  • 16–20 — средний результат;
  • 10–15 — удовлетворительный результат;
  • 0–9 — низкий результат.

Ключ:

бдеревовтргщоцрайонзгучновостихэьгчяфактуекэкзаментроч
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ
хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл
ослдтеатрясчсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш
лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурсйфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрбассейндтлж
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ
хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

Учтите, что отличным результат может быть только при отсутствии пропусков и ошибок (максимально позволяется лишь один пропуск или же ошибка). Также помните, что методику желательно применять при хорошем самочувствии: вы могли просто устать, страдать от недосыпа или хронической бессонницы, повышенной раздражительности. Всё это способно повлиять на итоговый результат.

Время от времени следует повторять тест, предлагаемый термин – раз в полгода. Если вы недовольны уровнем концентрации, поспособствуйте развитию своего внимания. Это напрямую повлияет на продуктивность, поэтому не откладывайте работу над ошибками.

При низком уровне сосредоточенности может понадобиться работа со специалистом. Он предложит более совершенные тесты для проверки, но и данная методика обычно выявляет тревожные показатели, для устранения которых стоит немедленно обратиться к психологу или психотерапевту. Это может быть связано со стрессами на работе, хронической усталостью, некоторыми психическими заболеваниями.

Воспользуйтесь такими рекомендациями:

Постарайтесь уменьшить количество стресса и раздражителей

Проводите больше времени в кругу семьи и близких, давайте время на отдых.
Развивайте память, внимание и концентрацию, используя как предложенные специалистом методики, так и собственные усилия. Читайте печатные материалы, выписывайте интересные цитаты, время от времени заглядывайте в блокнот и повторяйте их

Учите стихи наизусть.
Пересмотрите объем работы. Возможно, проблемы с концентрацией связанны именно с отсутствием нормированного рабочего графика и сверхвыполнением трудовых обязанностей.

Что получают люди, умеющие концентрироваться на цели

Людей, которые обладают высокими концентрационными способностями, сразу заметно. Они хорошо делают своё дело вплоть до мелочей, потому что умеют откинуть все лишнее за пределы своего внимания и какое-то время посвятить только делу, которым занимаются.

В бизнесе умение концентрироваться тождественно целеустремленности человека, а также умению отделять главное и второстепенное. В обучении степень сосредоточенности полностью определяет объемы информации, которые может усвоить человек. В общении, ведении переговоров концентрация полностью определяет способность человека не только высказывать свои мысли, но и воспринимать аргументы своего собеседника. Очень интересная взаимосвязь существует между темпераментом человека и его умением концентрироваться. Например, подмечено, что холерики (в силу своего подвижного темперамента) умеют сосредотачиваться на каком-то деле непродолжительное время. Они склонны перепрыгивать от одной темы разговора к другой, от одного занятия к другому.

Собственно, этим вопросам и были посвящены исследования Мюнстерберга. Методика на развитие внимания способна даже в каком-то смысле открыть в человеке гения.

Гуго Мюнстерберг

Его деятельность охватывала сферу таких интересов, как:

  • Судебная психология. Была исследована и воплощена в методику проверка показаний свидетелей на достоверность.
  • Психологическая терапия. Наиболее известные работы в этой области: «Психотерапия» (1909), «Основы психотехники» (1914), «Общая прикладная психология (1915).
  • Педагогика в школьной практике. Здесь популярная статья — «Психология и учитель» (1910 год).
  • Промышленная психология. Самые востребованные работы по данной тематике: «Психология и экономическая жизнь» (1912), «Психология и промышленная эффективность» (1913).

Гуго Мюнстерберг проявлял большой интерес к методикам управления людьми в промышленной сфере

Ему хотелось выяснить, почему так много внимания уделяется аспектам организации человеческого труда, а душевное состояние рабочих во внимание не берется. Ф

У. Тейлор разработал теорию и практику менеджмента, где подробно были изучены эффективные приемы использования оборудования и прочих объектов на производстве, а также построение рабочего дня для достижения поставленных целей. Но ни слова об эмоциональной составляющей — состоянии самих сотрудников. Именно это и стало целью разработки методики Мюнстерберга.

Методика по определению концентрации и распределения внимания

Подготовьте лист бумаги 10×10 клеток. В клетках поместите в случайном порядке 16-17 разных фигур: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звездочка, флажок и пр.

При определении концентрации внимания ребенок должен ставить на заданную вами фигуру крестик. А при определении переключаемости внимания ставить на одну фигуру крестик, а на другую – нолик.

Инструкция. «Здесь нарисованы различные фигуры. Сейчас ты будешь ставить в звездочках крестик, а в остальных ничего ставить не будешь».

При определении переключаемости внимания в инструкцию включается задание ставить крестик в выбранную вами фигуру, а в другую нолик. В остальные ничего не ставить.

Учитывается правильность, полнота выполнения задания. Оценивается по 10-балльной системе, снижая по 0,5 балла за каждую ошибку

Обратите внимание на то, как быстро и уверенно ребенок выполняет задание

Методика «Изучение произвольного запоминания»

Для изучения произвольного характера запоминания в дошкольном возрасте существуют также два методических приема.

1 методический прием . Приготовьте набор из 16 картинок, аналогичный по содержанию и трудности набору при непроизвольном запоминании (часы, лейка, муха, очки, дом, мяч, кран, утка, стол, арбуз, окно, лодка, зонт, чашка, санки, ведро). Предложите ребенку запомнить как можно больше картинок, чтобы затем их припомнить: «Я покажу тебе картинки, а ты их внимательно рассмотри и постарайся запомнить, потом расскажешь, какие картинки ты запомнил». Время показа каждой картинки – 5сек. После показа сделайте паузу, можно поговорить с ребенком на отвлеченные темы, потом предложите вспомнить картинки. Зафиксируйте порядок воспроизведения.

Повторите процедуру узнавания, как в первом эксперименте (при непроизвольном запоминании). Сравните результаты. Выясните, в каком эксперименте ребенок запомнил больше картинок, какой вид памяти – произвольный или непроизвольный – оказался более продуктивным

Обратите внимание, какие картинки дети запоминают чаще, одинаковые ли картинки запоминают мальчики и девочки? Проанализируйте поведение детей в опытах (отношение к задаче, умение удерживать мнемическую задачу, отношение к материалу, речевые реакции и т.п.)

2 методический прием . Стимульный материал. Набор из 10 картинок.

Источник

Деятельность немецкого психолога

В его работе «Психология и промышленная эффективность» лежит принцип управленческого менеджмента. Она основана на создании мотивации трудовой деятельности сотрудников, рассмотрении причин упадка заинтересованности в своей работе, преодолении психологических трудностей, вызванных монотонностью деятельности, исследовании профессионального подбора на занимаемые должности людей согласно их психотипу, а также способах выявления потенциальных руководителей и т.д. Он также попытался выяснить, какие условия требуются работнику для достижения максимально эффективных результатов. Все это явилось первой пробой в развитии психологических методик Мюнстерберга в области управления.

Появившаяся первая психологическая школа, которую возглавлял немецкий психолог, занималась тем, что готовила специальных психологов для различных предприятий, так как, по его мнению, психолог является важным звеном в достижении бизнес-целей. Ведь если сотрудник испытывает неудовлетворенность своей работой, то ему необходимо оказать психологическую поддержку. Для Гуго Мюнстерберга оказалось важным предметом изучения душевное состояние человека, а не машины, которые выполняют свою работу.

Немецким психологом было создано множество тестов, нацеленных на выявление чувства усталости, приемов, направленных на мотивацию труда, склонности испытуемого к разным профессиональным сферам и т.д.

Тесты для диагностики интеллекта и умственного развития

Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф.Замбицявичене.

Вербальный тест Г.Айзенка

Предназначен для оценки интеллектуальных способностей лиц в возрасте от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего.

Тест Д. Векслера

Предназначен для исследования умственного развития. В настоящее время имеются три формы шкал Векслера, предназначенные для разных возрастов. Считается, что тест может быть использован для диагностики готовности к школе и оценки причин неуспеваемости. В нашей стране тест Век­слера был адаптирован А. Ю. Панасюком (1973) и позднее опубликован в обновленной редакции в Санкт-Петербурге (Ю.И. Филимоненко, В. И. Тимофеев,  1992).

Тест Дж. Равена

Предназначен для исследования умственного развития.  «Прогрессивные матрицы Равена» — это невербальный тест, разработанный Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 году в черно-белом варианте и в 1949 году в цветном. Черно-белый вариант теста предназначен для обследования детей, начиная с 8 лет и взрослых до 65 лет. Тест состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом.

Культурно-свободный тест на интеллект Р.Кеттелла

Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей социальной среды.

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Дж. Ванды

Тест переведен и адаптирован для выборки российских школьников в ЛПИ (М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др., 1993). Предназначен для диагностики умственного развития учащихся 3—6-х классов. Тест выявляет, насколько испытуемый к моменту обследования овладел предлагаемыми ему в заданиях словами и терминами, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия — все это характеризует уровень умственного развития испытуемого, существенный для успешного прохождения школьного курса. ГИТ содержит 7 субтестов: исполнение инструкций, арифметические задачи, дополнение предложений, определение сходства и различия понятий, числовые ряды, аналогии, символы.

Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР)

Разработан коллективом К.М.Гуревича для диагностики умственного развития учащихся 7—9-х классов. В задания ШТУР включены понятия, подлежащие обязательному усвоению, в учебных пред­метах трех циклов: математического, гуманитарного и естественно-научного.

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра

Он создан в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.). Тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Тест состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два — пространственное воображение, один — память. Тест содержит 9 субтестов: осведомленность, классификации, аналогии, обобщения, арифметические задачи, числовые ряды, пространственные представления (2 субтеста), запоминание вербального материала.

АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития)

Тест включает 8 субтестов: 1. Осведомленность. 2. Двойные аналогии. 3. Лабильность. 4. Классификации. 5. Обобщение. 6. Логические схемы. 7. Числовые ряды. 8. Геометрические фигуры.

Методика 2. «Исследование концентрации аудиального внимания»

Цель:
исследование
концентрации аудиального внимания.

Оборудование:
бланк
методики,
содержащий инструкции, лист бумаги.

Ход
работы:
инструкция:
сейчас Вам прочитают три простые
арифметические задачи. Вы должны решить
их в уме. Получаемые вами числа также
необходимо держать в уме. Результаты
вычислений записывайте только тогда,
когда вам скажут «Пишите!». Вслух ничего
говорить нельзя. Переспрашивать тоже
нельзя. Если вы не расслышали или забыли
примеры, то вместо ответа ставьте
прочерк.

Задание
1.
Даны два
числа: 82 и 68. Первую цифру второго числа
умножьте на первую цифру первого числа
и от полученного произведения отнимите
вторую цифру первого числа. Пишите!

Задание
2.
Даны два
числа: 82 и 68. К первой цифре второго числа
прибавьте вторую цифру первого числа
и полученную сумму разделите на вторую
цифру второго числа. Пишите!

Задание
3
.
Даны два числа: 56 и 92. Вторую цифру
первого числа разделите на первую цифру
второго числа. Полученное частное
умножьте на вторую цифру первого числа.
Пишите!

Обработка
результатов

Задачи

Интерпретация

Первая

Вторая

Третья

Не
решена

Решена

Решена

Относительно
невысокая скорость сосредоточения
внимания, медленная включаемость в
работу

Решена

Решена

Не
решена

Некоторая
истощаемость внимания, неспособность
сохранять высокую его степень
концентрации в процессе работы

Решена

Не
решена

Решена

Неустойчивость
внимания, повышенная отвлекаемость

Не
решена

Не
решена

Не
решена

Повышенная
отвлекаемость, низкий уровень
концентрации внимания, низкая скорость
сосредоточения

Не
решены 2 из 3-х

Относительно
невысокая скорость сосредоточения,
неустойчивость аудиального внимания

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий